История создания сериала "Проклятый уютный дом"

Об истории создания первого белорусского сериала "Проклятый уютный дом " в разное время писали в прессе, на интернет-порталах. Много рассказывал об этом режиссер сериала, Владимир Орлов. Более того, истории создания "Проклятого уютного дома" отведена отдельная глава в его книге "Магия белого экрана" [1]. Автор приводит интересные факты о съемках сериала, о том, как и почему был утверджен тот или иной актер на роль.

Итак, как же все начиналось?

По словам Владимира Александровича, все началось с зависти. На дворе стоял 1993 год, время демонстрации первых латиноамериаканских сериалов- "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут". Орлов тогда отдыхал в санатории "Лесные озера", где стал свидетелем того, как, позабыв об ужине, сидели десятки людей у неисправного телевизора с серым экраном и слушали радиопередачу под названием "Богатые тоже плачут". В душе возник протест: почему чужие проблемы так принимают близко к сердцу люди? Далекое, незнакомое, почти сказочное, с вычурными вензелями доселе незнакомых слов манит. И тут Владимиру Александровичу в голову пришла идея: а почему бы не создать свой сериал на добротном материале, где соединилось бы все то, что так притягивает людей - история о далекой жизни, любовь, переживания...? Так стал проступать жанр: историческая мелодрама.

Снимали сериал в Любче, Новогрудке, Щорсах, Гродно... Режиссер пишет: "В здании библиотеки графов Хрептовичей, убрав полуметровый слой голубиного гуано, обнажили наборный паркет, по которому ходили Мицкевич, Зан, Почобут, Сырокомля, застеклили окна, обтянули тканями стены, обставили музейной мебелью. На год это стало интерьером нашего Дома" [2]. Дом, пусть не пригодный для жизни, потому что там не было нормального отопления, но вполне уютный, творческая группа оставила в 1995 году, когда закончились съемки сериала [3].

Сценарист Владимир Халип написал киносценарий по мотивам "семейного предания" Стефана Жеромского, состоящий из 830 страниц. Оператором на съемках сериала работал давний соратник Владимира Орлова Иван Скоринов, художниками - Геннадий Харлан, В. Емелин, Дмитрий Лось. Музыку написал талантливый белорусский композитор Владимир Солтан.

До того, как в Доме был создан интерьер, шли подготовительные работы, пробы. Больше года шел поиск главной героини. Режиссер, кроме яркого драматического дарования, искал лицо, в котором его (и зрителя) - ничто бы не раздражало, поскольку сцен с участием Саломеи Брыницкой в сериале больше половины [4]. В итоге на роль была утверждена Елена Мозгова. Я считаю, что это очень удачный выбор.

Повстанца- князя Юзефа также было найти непросто. Владимир Александрович на кинопробах мысленно надевал на каждого актера кепочку. Если она была ему к лицу, он знал, что это не князь. Виталию Редько сей головной убор не шел, ну никак.

На роль поручика Веснинына был приглашен Юрий Паплевка, которого режиссер приметил на показе курсовой работы, лет за пять до проб. В театр Юрий не пошел, а подался в бизнес.

Талантливейшие актеры Донатас Банионис (в сериале- Губерт Ольбромский), Ростислав Янковский (Антоний Брыницкий), Николай Кириченко (корчмарь Щапси) в представлении не нуждаются. Владимир Александрович еще до того, как появился сценарий, знал, что они будут играть в сериале. Вот что он рассказывает о Ростиславе Ивановиче: " О том, что в сериале "Проклятый уютный дом" Янковский будет играть Брыницкого, мы договорились заранее, еще весной. По своим режиссерским расчетам я стремился прежде всего снимать наиболее сложные и трудные сцены, к тому же, сам Дом еще не был отреставрирован, а потому съемки серии "Нежданный гость" не входили в мои ближайшие планы. Во время моего кратковременного возвращения в Минск из экспедиции в телефонном разговоре Слава сказал, что он болен. Ну с кем не бывает? Больной - выздоровеешь, да и 17- ю серию я пока снимать не собирался. Через какое-то время при схожих обстоятельствах он еще раз напомнил о болезни и предложил мне заняться поисками другого артиста на роль отца Саломеи. То же настойчиво советовал при последующих переговорах ... Да где же еще один такой Янковский найдется? А главное, я понимал, что лучшее лекарство для артиста - новая роль. Тем более, для такого одержимого творчеством, как он. ... Вымотанный длинной дорогой всадник, промокший в грозу, но все же бравый, врывается он ночью в Дом. В руках - сабля (музейная, подлинно-шляхетская, с утонченным эфесом!), с которой он обходится, как голливудский Эррол Флинн, который фехтовал в полусотне "пиратско-мушкетерских "фильмов! В разговоре с дочерью он - сентиментальный отец: как может утешает ее, осознав обреченность себя и всего восстания на погибель, но не забывает и о родительском долге хранить честь дочери, буквально "вытряхивает" из Степана правду о повстанце, который находится в ее постели. И блестящая последняя сцена: ужин, Брыницкий в последний раз осматривает свой дом, милую дочурку. Звучит дивная музыка Владимира Солтана. Пан, как и положено, обычно высокомерный с хлопом, смирился с их общей бедственной судьбой; приглашает присесть его к столу: " Садись ... Каша стынет". Такие противоположные, сложные чувства - и всего в нескольких сценах серии! Передать их было под силу только выдающемуся актеру - знатному и благородному Ростиславу Янковскому" [5].

А Николай Кириченко после исполнения роли корчмаря Щапси получил дополнительное звание «Заслуженного еврея Беларуси» [6]. В романе Жеромского Шапся - главный корчмарь, конокрад, один из множества евреев, живших в корчме, по-сути, герой ординарный. В сериале же образ получился ярким и запоминающимся. Персонаж рождался на ходу. Николай Кириченко с самого начала с хотел сделать сильную личность. Он же придумал историю о пропавшей красавице жене Щапси ... [7]. Ривка, "чумазая девчонка" из корчмы на перекрестке, верная помощница панночки, прибегающая в усадьбу и предупреждающая о приближении солдат и повстанцев, тоже получилась в сериале запоминающейся. Играет ее роль Анна Шут. В то время, когда снимали сериал, Анна была школьницей. Вот как пишет о ней Владимир Орлов: "Милая школьница-болтушка Аня Шут играла роль дочери корчмаря. Когда ломался автобус и группа вынуждена была в кромешной тьме месить грязь два километра, она пела, вовлекая и нас, озлобленных и усталых, затевала на ходу игры, рассказывала детские анекдоты" [8]. Впоследствии Анна закончила Академию искусств, стала художником по тканям, вышла замуж.

Нельзя не отметить игру Юрия Ступакова (Степан). Его герой получился очень выразительным, на протяжении всего сериала было очень интересно следить за его стилем общения, если так можно выразиться.

Интересный образ работника в корчме создал актер Олег Корчиков. Кем является работник на самом деле, зритель узнает в самом конце сериала. До того момента он ничем себя не выдает. Так условились актер и режиссер.

Актрису Тамару Пузиновскую Владимир Орлов назвал самой аристократичной актрисой Минска, которая не смотрится смешно за роялем [9]. Естественно, что именно она сыграла роль роль княгини Одровонж, матери Юзефа. Роль пани Рудецкой сыграла актриса Зинаида Зубкова, пана Рудецкого- известный советский и белорусский актер Виктор Тарасов.

Сам режиссер Владимир Александрович Орлов также снялся в сериале, в роли жандармского штабс-капитана. Достойно представил цвет офицерства царский драгун Геннадий Шкуратов. Хочется также отметить актера Валерия Бондаренко в роли вахмистра Лыкова и Александра Гарцуева в роли Мокеева, денщика поручика Весницына.

В роли старого ксендза снимался 87- летний Иосиф Рожба. По причине того, что его здоровье стало стремительно ухудшаться, сценаристу пришлось прописать вперед все его сцены. За несколько мучительных часов Рожбу сняли без партнеров, разворачивая примерно на те фоны, которые когда-то потом возникнут при съемке этого сериала. Вскоре Рожба умер.

В сериале звучат несколько песен автора-исполнителя, поэта, композитора Бориса Вайханского. В книге "Магия белого экрана" Владимир Орлов посвятил отдельную главу- "Бегемот" и эллинка". В частности, он пишет и о том, как песни Вайханского появились в "Проклятом уютном доме". Но сначала- небольшая предыстория: "6 июля 1994 года, в день, когда не было съемок, группа и актеры фильма "Проклятый уютный дом" выбрались на берег Свитязи. Взял гитару актер Артур Федорович, попел, передал ее Игорю Фильченкову, у того был свой репертуар. Потом песнями тешили нас и местных купальщиков Валерий Бондаренко, Геннадий Шкуратов, Юрий Ступаков... вылилось все в импровизированный "Праздник песни"! Вернувшись в Минск, я сказал автору сценария Владимиру Халипу, что все наши "драгуны" отменные исполнители, гитаристы! Прошло некоторое время, Халип передает мне сценарий очередной серии со сценой, где накануне военной операции царские драгуны организовывают веселое застолье и притом поют. Мы выбрали текст Евгения Баратынского - именно его стихи обыгрывались в сюжете сценария, - Федорович написал музыку и был запевалой. Мы готовились к съемкам этой сцены, но я уже держал в руках сценарий последующих серий, где задира - весельчак корнет Шиловский, которого играл Артур Федорович, погибал в битве с повстанцами. И предыдущую разудалую сцену необходимо было в дальнейшем как-то "отыграть", сделать контрастной по настроению. Само собою следовало, что передать это могла опять же только песня. Я начал искать такую, "парную" веселому напеву Шиловского, - чувствовал, что это должна была быть тоска, покаяние, исповедь драгун, которые невольно оказались карателями. Переслушивая кассеты, что регулярно дарили мне Вайханские, я вдруг остановился на "Офицерском романсе" - он словно специально был написан для этой сцены! Исполнять его в фильме должен был, конечно же, сам Борис" [10]. В дальнейшем Вайханский, исполняя романс на на своих концертах, много рассказывал о сериале, о своем герое. Однажды его спросили: "А как же зовут вашего героя - штабс-капитана по роли?" А вправду, как же его имя? Да, в сценарии он просто штабс-капитан. Впрочем, это не так страшно. Главное, что эту роль Вайханский сыграл убедительно.

Разумеется, рассказать обо всем, что имело место быть при создании сериала, нереально. Напоследок хочется привести еще ряд интересных фактов о съемках "Проклятого уютного дома":

33- серийный "Проклятый уютный дом" вышел в 1998 году, премьера на белорусском телевидении состоялась в январе 1999 года.

Примечания

1. Орлов Владимир. Магия белого экрана. Мн. : Беларусь, 2002. Стр. 343.

2. Орлов Владимир. Там же. Стр. 343.

3. Оксана Яновская. Проклятый уютный дом// Экспресс Новости. 2003. N 45 (325). 6 - 13 ноября.

4. Орлов Владимир. Магия белого экрана. Мн. : Беларусь, 2002. Стр. 343.

5. Арлоў Уладзімір. Майстар тэатральнай “матэрыялізацыі”.

6. Оксана Яновская. Романтик для Владимира Орлова - самое лучшее звание// NAVINY.BY Культура. 2008. 10 января.

7. Объектив-конференция с режиссером Владимиром Александровичем Орловым и народным артистом Беларуси актером Николаем Михайловичем Кириченко

8. Орлов Владимир. Магия белого экрана. Мн. : Беларусь, 2002. Стр. 344

9. Орлов Владимир.Там же. Стр. 344.

10. Орлов Владимир. Там же. Стр. 268.

11. Объектив-конференция с режиссером Владимиром Александровичем Орловым и народным артистом Беларуси актером Николаем Михайловичем Кириченко.

12. Халип в то время был главным редактором и худруком творческого объединения "Летопись".Орлов Владимир. Магия белого экрана. Мн. : Беларусь, 2002. Стр. 349.

Белорусские актёры театра и кино

Ребенку нужна помощь

Варвара, дочка моя ( пять лет) попала в больницу, десять дней ничего не ела, рвало. Сегодня выяснилось, что у нее в мозгу (мозжечке) опухоль 3, 5 см. Не знаю, сможем ли пробиться к нейрохирургам. Квоты, сказали, закончились. Если сможете, помолитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Великомученице Варваре. Верую в Господа, Его премудрость и Читать далее…

Hosted by uCoz